МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 12.05.2010 г. N ДЦ-04-3038/0/6-10

Государственный центр занятости - исполнительная дирекция Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы по поручению председателя правления Фонда рассмотрела Ваше обращение <...> относительно исполнения требований Указа Президента Украины от 26.02.2010 г. N 275/2010 в части осуществления анализа законодательства в сфере занятости населения и общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и сообщает следующее.

К вопросу 1: какая ответственность предусмотрена действующим законодательством для предприятия и его должностных лиц в случае, если социальные взносы были начислены и удержаны, но перечислены несвоевременно?

В соответствии с частью второй статьи 17 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" (далее - Закон) перечисление страховых взносов осуществляется страхователями одновременно с получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода), в том числе в безналичной или натуральной форме, или выручки от реализации товаров (услуг).

В случае нехватки у работодателей средств на выплату заработной платы и уплату страховых взносов в полном объеме начисление их на заработную плату и перечисление страховых взносов в Фонд производятся в пропорциональных суммах.

В случае необеспечения банковскими учреждениями перечисления страховых взносов в Фонд одновременно с выдачей средств на выплату заработной платы данные банковские учреждения уплачивают за счет собственных средств в Фонд сумму неуплаченных страховых взносов.

Если работодатели несвоевременно или не в полном объеме уплачивают страховые взносы, к ним применяются санкции, предусмотренные статьей 38 Закона.

Так, статьей 38 Закона установлено, что работодатель несет ответственность за несвоевременность уплаты я неполную уплату страховых взносов, в том числе страховых взносов, которые уплачивают застрахованные лица через счета работодателей.

В случае несвоевременной уплаты страховых взносов работодателями или неполной их уплаты работодатели уплачивают сумму доначисленных контролирующим органом страховых взносов (недоимки), штраф и пеню.

Штраф налагается в размере сокрытой суммы выплат, на которые в соответствии с данным Законом начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения - в трехкратном размере указанной суммы.

Пеня исчисляется исходя из 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок.

Должностные лица работодателей, виновные в несвоевременной и неполной уплате страховых взносов, несут административную ответственность согласно закону.

В соответствии со статьей 1653 Кодекса Украины об административных правонарушениях несвоевременная или неполная уплата страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, использующих наемный труд, в размере от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию [за] аналогичные правонарушения, влекут наложение штрафа от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

К вопросу 2: действительно ли в настоящее время штраф применяется к предприятию-страхователю только в случае, если во время проверки выявлено, что сумма заработной платы, на которую начисляются взносы, не отражена в расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы?

Расчетная ведомость в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее - Фонд) составляется на основании данных бухгалтерского учета. Поэтому, если страхователь ошибочно или умышленно не включил какие-либо выплаты в фонд оплаты труда, из которого начисляются страховые взносы в Фонд, и не начислил страховые взносы, то он не может в расчетной ведомости показать иной фонд оплаты труда, нежели по данным бухгалтерского учета. В противном случае при составлении расчетной ведомости у страхователя возникнет задолженность (недоимка). Наличие недоимки является предпосылкой для включения такого страхователя в план проверок районного центра занятости.

В соответствии с пунктом 6.7 Инструкции о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденной приказом Минтруда от 18.12.2000 г. N 339, если плательщик страховых взносов в Фонд допустил в Расчетной ведомости ошибку за прошлые отчетные периоды и обнаружил их самостоятельно, то он должен откорректировать такие показатели в следующем отчетном периоде и самостоятельно уплатить суммы доначисленных взносов (недоимки) и пени, если таковые имеются.

В таком случае, когда работодатель самостоятельно до начала проверки обнаружил ошибки, правильно доначислил страховые взносы, начислил пеню и перечислил в Фонд соответствующие суммы, то на такого работодателя штраф не налагается.

К вопросу 3: если в расчетной ведомости отражена сумма средств, на которую должны быть начислены страховые взносы, но на нее взносы не начислены или начислены, но уплачены несвоевременно - действительно ли начисляется только пеня?

В соответствии со статьей 38 Закона работодатель несет ответственность за несвоевременность уплаты и неполную уплату страховых взносов, в том числе страховых взносов, которые уплачивают застрахованные лица через счета работодателей. Штраф налагается в размере сокрытой суммы выплат, на которые в соответствии с данным Законом начисляются страховые взносы.

В случае если страховые взносы начислены, но уплачены несвоевременно или не в полном объеме, работодатель будет обязан только уплатить недоимку и пеню.

К вопросу 4: при уплате санкций какая именно ставка НБУ принимается для расчета санкций?

В соответствии с частью первой статьи 38 Закона пеня исчисляется исходя из 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок. Моментом уплаты является день получения (перечисления) средств на оплату труда (выплаты дохода).

К вопросу 5: обязан ли работодатель уведомлять центр занятости о будущем увольнении? Каковы санкции в случае непредоставления такого уведомления?

В соответствии со статьей 492 Кодекса законов о труде Украины и частью пятой статьи 20 Закона Украины "О занятости населения" при высвобождении работников (в том числе работающих пенсионеров и инвалидов) в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности уведомляют об этом не позднее чем за два месяца в письменной форме государственную службу занятости, указывая основания и сроки высвобождения, названия профессий, специальностей, квалификации, размер оплаты труда, а в десятидневный срок после высвобождения - направляют списки фактически высвобожденных работников, указывая в них инвалидов.

Такое уведомление должно осуществляться по установленным формам N 4-ПН (план) "Отчет о запланированном высвобождении работников" и N 4-ПН (факт) "Отчет о фактическом высвобождении работников", утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 19.12.2005 г. N 420.

В случае непредставления или нарушения сроков представления этих данных взыскивается штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника. Данные средства зачисляются в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и используются для финансирования мероприятий по трудоустройству и социальной защите высвобождаемых работников.

 

Директор Государственного центра
занятости
-
руководитель исполнительной
дирекции Фонда общеобязательного
государственного социального
страхования Украины на случай
безработицы
 

 
 
 
 
 
 
В. Галицкий
 


 




 
 
Copyright © 2003-2018 document.UA. All rights reserved. При використанні матеріалів сайту наявність активного посилання на document.UA обов'язково. Законодавство-mirror:epicentre.com.ua
RSS канали