МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 23.12.2011 г. N 472/18/99-11

В Департаменте социального страхования и партнерства Минсоцполитики совместно с Фондом социального страхования по временной утрате трудоспособности (далее - Фонд)рассмотрено ваше обращение относительно обеспечения прозрачности в вопросах применения законов и подзаконных актов,и сообщаем следующее.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам в соответствии со статьей 51 Закона Украины от 18.01.2001 г. N 2240 "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными [рождением и] погребением" (далее - Закон N 2240)является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Согласно части первой статьи 38 Закона N 2240 пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения,которое компенсирует потерю заработной платы (дохода) за период отпуска в связи с беременностью и родами.

В соответствии с частью второй статьи 53 Закона N 2240 порядок исчисления средней заработной платы для предоставления пособия по беременности и родам определяется Кабинетом Министров Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. N 1266 утвержден Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию (далее -Порядок N 1266),который определяет правила исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными [рождением и] погребением, при наступлении страхового случая.

В соответствии с пунктом 4 Порядка N 1266 расчетным периодом,за который исчисляется средняя заработная плата (доход, денежное обеспечение) для застрахованных лиц (включая лиц, работающих неполный рабочий день (рабочую неделю) и добровольно застрахованных лиц), являются последние шесть календарных месяцев (с первого до первого числа), предшествующие месяцу, в котором наступил страховой случай.

Согласно абзацу второму пункта 6 Порядка N 1266,в случае если застрахованное лицо работало и уплачивало страховые взносы или за него уплачивались страховые взносы меньше календарного месяца,средняя заработная плата (доход) для расчета пособия по беременности и родам по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными [рождением и] погребением, исчисляется из начисленной заработной платы,с которой уплачиваются страховые взносы,но не выше размера средней заработной платы по всем видам экономической деятельности в месяце, предшествующем месяцу, в котором наступил страховой случай,соответственно в Автономной Республике Крым, областях, г. Киеве и Севастополе (по данным Госкомстата) и не ниже размера минимальной заработной платы,установленного законом в месяце наступления страхового случая.

В то же время частью первой статьи 9 Закона N 2240 предусмотрено, что Фонд является органом, осуществляющим руководство и управление общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением,осуществляет аккумуляцию страховых взносов и других средств,предназначенных для финансирования материального обеспечения и социальных услуг,виды которых предусмотрены статьей 34 данного Закона, и обеспечивает их предоставление,а также осуществляет контроль за использованием этих средств.

По информации Фонда сообщаем, что в соответствии с п. 3.9 Инструкции о порядке проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, принятия решений по их результатам и процедуре обжалования, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 22.12.2010 г. N 29 (Постанова N 29) изарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 25.03.2011 г. за N 393/19131 (далее - Инструкция N 29),органы Фонда осуществляют анализ данных, указанных в отчетности, заявлении-расчете страхователя по средствам Фонда, статистических данных, по результатам которых составляется справка в произвольной форме, которая является основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки.

Случаи, когда работнику устанавливается заработная плата в размере,который приближен или равен максимальной величине заработной платы,с которой начисляются взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, не являются нарушением действующего законодательства, но вместе с тем Фондом проводится работа по выявлению признаков злоупотреблений при оплате труда беременных женщин перед наступлением страхового случая, в частности повышение должностных окладов с несоблюдением межквалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов), что предусмотрено частью третьей статьи б Закона Украины "Об оплате труда",в частности когда работнице перед наступлением отпуска по беременности и родам устанавливается должностной оклад выше,чем у других работников и в отдельных случаях [выше] и оклада директора.

Исполнительная дирекция Фонда ежемесячно проводит мониторинг случаев злоупотреблений со стороны отдельных страхователей-работодателей при выплате пособия по беременности и родам согласно данным, которые предоставляются рабочими органами Фонда.

С целью избежания необоснованных расходов средств Фонда в соответствии с приказом Исполнительной дирекции Фонда от 25.02.2011 г. N 39-ос "Об отдельных вопросах, связанных с обработкой рабочими органами отделений Фонда заявлений-расчетов страхователей-работодателей" (Наказ N 39-ос) при обработке заявлений-расчетов страхователей относительно проведения финансирования пособия по беременности и родам в крупных размерах,которая значительно превышает фонд оплаты труда по предприятию,рабочими органами отделений Фонда проводятся тематические проверки,к которым в случае необходимости привлекаются территориальные инспекции труда и центры занятости.По итогам таких проверок соответствующие обращения направляются в правоохранительные органы для соответствующего реагирования.

В свою очередь правоохранительные органы выявляют факты злоупотребления со стороны страхователя, а судебные органы определяют степень вины,и выносятся соответствующие решения относительно применения санкций к нему.

Также обращаем внимание на то, что во всех исполнительных дирекциях отделений Фонда созданы оперативные рабочие группы по контролю за фактами незаконной выдачи и продления листков нетрудоспособности, а также подделки, фальсификации и "торговли" листками нетрудоспособности, в состав которых привлекаются представители разных ведомств (управлений здравоохранения областных государственных администраций, органов прокуратуры, СБУ, Госнадзортруда, таможенной службы и других).

 

Заместитель директора Департамента -
начальник отдела

М. Зацерковный

 




 
 
Copyright © 2003-2018 document.UA. All rights reserved. При використанні матеріалів сайту наявність активного посилання на document.UA обов'язково. Законодавство-mirror:epicentre.com.ua
RSS канали